Христорождественский
собор по документам архива считается
наиболее ранней каменной постройкой
Рязанского кремля.
Христорождественский
собор стал так называться с 1752 года при
епископе Рязанском и Муромском Димитрии
(Сеченове),
после того, как рядом был
сооружен новый Успенский собор в конце
XVII в. С 1522 года по 1917 год этот собор был
кафедральным.
Временем
построения Христорождественского
собора является конец ХIV – нач. ХV вв.,
о чем свидетельствует кладка некоторых
его частей, и в первую очередь, алтарная
апсида из крупногабаритного белого
камня, что характерно для данного
периода.
Собор
неоднократно перестраивался и дошел
до нашего времени в стиле архитектуры
ХIХ века, завершение которого имеет
чётко
выраженные русско-византийские формы.
Первоначальный
вид собора был, видимо, близок Московскому
Успенскому собору, т.к. сказывалось
влияние и близость Московского княжества.
Он был четырехстолпным, крестовокупольным,
одноглавым, с тремя притворами, с тремя
апсидами.
Начало
постройки Христорождественского
(бывшего Успенского) собора можно
отнести к периоду правления великого
князя Рязанского Олега Ивановича
(1350-1402). Некоторые исследователи полагают,
что подвигнул его на это благодеяние
сам преподобный Сергий Радонежский,
приходивший в 1385 году в Рязань для
примирения двух соседствующий великих
князей: Рязанского - Олега Ивановича и
Московского - Димитрия Ивановича Донского
в их споре о земельных владениях. В знак
примирения великие князья соединили
своих детей брачными узами: сын великого
князя Олега Ивановича женился на дочери
великого князя Димитрия Ивановича
Донского. Тогда же по благословению,
данному преп. Сергием великому князю
Рязанскому, и начата была постройка
каменного Успенского собора Рязанского
кремля.
Рязанское
великое княжество, как одно из древнейших,
не желало ни в чём уступить своему
соседу, более молодому, но возрастающему
и крепнущему великому Московскому
княжеству, что и было засвидетельствовано
постройкой нового каменного Успенского
(ныне Христорождественского) собора.
Он задумывался великим князем Олегом
Ивановичем и как усыпальница великих
рязанских князей. Но к моменту его
смерти, в 1402 году, собор был ещё не
достроен, и великий князь Олег Иванович
был погребён в основанном и построенном
им Рождества Богородицы Солотчинском
мужском монастыре.
При сыне
Олега Ивановича, великом князе Федоре
Ольговиче, а также при епископе
Рязанском и Муромском Сергии (Азакове),
собор был достроен и освящён. Об этом
свидетельствует и то, что помимо главного
алтаря в нём был устроен придел в честь
Феодора Тирона, небесного покровителя
великого князя Рязанского Федора
Ольговича.
Впоследствии
в старом Успенском соборе (ныне
Христорождественском) были погребены
с правой стороны великие князья Рязанские:
Фёдор Ольгович († 1427), Иоанн Федорович
(† 1456), Василий Иоаннович († 1483), Иоанн
Васильевич († 1502), Федор Иоаннович
Третной, а с левой стороны великие
княгини Рязанские: Анна Димитриевна (
супруга вел. кн. Феодора Ольговича, дочь
благоверного вел. кн. Димитрия Донского),
София (супруга вел. кн. Иоанна Васильевича),
Анна и др. Над местом их погребения были
установлены каменные гробницы.
В 1609 году, в
смутные времена, для утверждения русского
народа в неотступности Милости
Божией, святитель Феодорит, Архиепископ
Рязанский и Муромский, удостоверенный
Божественным откровением, совершает
обретение и перенесение св. мощей
святителя Василия первого епископа
Переяславля - Рязанского от Борисоглебского
собора в Успенский (ныне Христорождественский)
собор Рязанского кремля. Нетленные св.
мощи угодника Божия св.Василия, были
положены с левой стороны у алтаря под
спудом, где они почивают и ныне.
Со временем
над местом их погребения была устроена
серебряно-позолоченная рака с сенью.
Первая
известная перестройка Христорождественского
собора происходит в 1598-1606 году. В описи
1598 года значится: «… перед епископли
вороты церковь соборная во имя Успения
Пресвятыя Богородицы каменная новая
сооружает ее архиепископ Митрофан…»
с приделом Феодора Тирона.
В 1651 году
«каменных дел подмастерьем», московским
архитектором Ю.Ершовым храм возобновлялся.
Другая переделка собора производилась
в 1670-х годах. Но данные перестройки никак
не отразились на основных размерах
храма, он по-прежнему имел в длину и
ширину по шесть саженей, но был уже
пятикупольным. Первоначальное внутреннее
убранство сохранилось до 1753 года, когда
при ремонте и коренной перестройке
собора разобрали внутренние столбы,
над стенами свели новые своды, пристроили
трапезную. При этих работах каменные
гробницы великих князей и княгинь были
разбиты обрушившимися сводами и заменены
на деревянные.
В 1776 году
новые своды вновь обрушились окончательно,
уничтожив великокняжеские гробницы.
В 1826 году
Собор был реконструирован по проекту
архитектора Стефенгагена. В это время
его стены были подняты на 2,5 аршина, с
западной стороны пристроили четырехколонный
портик, северный и южный входы оформили
четырьмя спаренными по две колоннами,
над четвериком возвели новое завершение
в виде ротонды, а также увеличили окна.
С этого момента собор окончательно стал
однокупольным.
В 1873-1874 годах
собор был обновлён и приобрёл свой
современный вид: убраны порталы
северных и южных дверей, дверные проёмы
заложены под окна. Колонны боковых
порталов были использованы для устройства
современного западного многоколонного
портала.
В 1895 году к
празднованию 800-летия основания Рязани
в соборе были расширены окна в первом
ярусе. Последний раз ремонт
Христорождественского собора производился
в 1912 году, тогда же пол его был уложен
новой плиткой, которая сохранилась и
доныне.
Иконостас в
соборе воссоздан в конце ХIХ начале ХХ
века талантливым рязанским художником,
академиком живописи, основателем
рязанской школы и мастерской иконописи,
Н.В.Шумовым.
В
Христорождественском соборе перед его
закрытием находились древние православные
святыни Рязанской земли. Это чудотворные
иконы Божией Матери: Феодотьевская
(ХIII) и Муромская (ХII); икона Крестителя
Господня Иоанна (ХVI) и многие другие.
Однако самой главной святыней являются
поныне почивающие под спудом св. мощи
Святителя Василия, первого Епископа
Переяславля-Рязанского. При соборе
также хранилась хоругвь Братства
Святителя Василия Рязанского, основанного
в 1877 г.
В 1929 году
Христорождественский собор был передан
окружному архиву и обращён в
архивохранилище документов по истории
Рязанского края, вследствие чего
регулярные богослужения в нём были
прекращены. Одно из последних богослужений
в нём совершил незадолго до своего
последнего ареста, священномученик
Иувеналий (Масловский), Архиепископ
Рязанский и Шацкий в 1935 году, в праздник
Успения Пресвятой Богородицы.
Основание:
ГАРО,
Ф.627,оп.240, д.90
Св.
Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое
описание церквей и монастырей Рязанской
епархии», т.1, с.18, Зарайск, 1884
Рязанские
епархиальные ведомости, № 7, 1874 г.
декабрь.
Директор
ГАРО Т.Синельникова
Рязанские иконы
|