Меню
Архив
Почирикаем?
Подарок!

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

Каталоги
Top.Riall.ru Топ100- Литература
Статистика

Партнёрка
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!
Поиск

Блог

Главная » 2010 » Июнь » 3 » Рязанский кремль. Христорождественский собор.
02:05
Рязанский кремль. Христорождественский собор.

 Христорождественский собор по документам архива  считается наиболее ранней каменной постройкой Рязанского кремля.

 Христорождественский собор стал так называться с 1752 года  при епископе Рязанском и Муромском Димитрии (Сеченове),

после того, как рядом был сооружен новый Успенский собор в конце XVII в.  С 1522 года по 1917 год этот собор был кафедральным.



Временем построения Христорождественского собора является конец ХIV – нач. ХV вв., о чем свидетельствует кладка некоторых его частей, и в первую очередь, алтарная апсида из крупногабаритного белого камня, что характерно для данного периода.

Собор неоднократно перестраивался и дошел до нашего времени в стиле архитектуры ХIХ века, завершение которого имеет чётко выраженные русско-византийские формы.

Первоначальный вид собора был, видимо, близок Московскому Успенскому собору, т.к. сказывалось влияние и близость Московского княжества. Он был четырехстолпным, крестовокупольным, одноглавым, с тремя притворами, с тремя апсидами.  

Начало постройки Христорождественского (бывшего Успенского) собора можно   отнести к периоду правления великого князя Рязанского Олега Ивановича (1350-1402). Некоторые исследователи полагают, что подвигнул его на это благодеяние сам преподобный Сергий Радонежский, приходивший в 1385 году в Рязань для примирения двух соседствующий великих князей: Рязанского - Олега Ивановича и Московского - Димитрия Ивановича Донского в их споре о земельных владениях. В знак примирения великие князья соединили своих детей брачными узами: сын великого князя Олега Ивановича женился на дочери великого князя Димитрия Ивановича Донского. Тогда же по благословению, данному преп. Сергием  великому князю Рязанскому, и начата была постройка каменного Успенского собора Рязанского кремля.

Рязанское великое княжество, как одно из древнейших, не желало ни в чём уступить своему соседу, более молодому, но возрастающему и крепнущему великому Московскому княжеству, что и было засвидетельствовано постройкой нового каменного Успенского (ныне Христорождественского) собора.   Он задумывался великим князем Олегом Ивановичем и как усыпальница великих рязанских князей. Но к моменту его смерти, в 1402 году, собор был ещё не достроен, и великий князь Олег Иванович был погребён в основанном и построенном им Рождества Богородицы Солотчинском мужском монастыре.

При сыне Олега Ивановича, великом князе Федоре Ольговиче, а также при епископе   Рязанском и Муромском Сергии (Азакове), собор был достроен и освящён. Об этом  свидетельствует и то, что помимо главного алтаря в нём был устроен придел в честь Феодора Тирона, небесного покровителя великого князя Рязанского Федора Ольговича.

Впоследствии в старом Успенском соборе (ныне Христорождественском) были погребены с правой стороны великие князья Рязанские: Фёдор Ольгович († 1427), Иоанн Федорович († 1456), Василий Иоаннович († 1483), Иоанн Васильевич († 1502), Федор Иоаннович Третной, а с левой стороны великие княгини Рязанские: Анна Димитриевна ( супруга вел. кн. Феодора Ольговича, дочь благоверного вел. кн. Димитрия Донского), София (супруга вел. кн. Иоанна Васильевича), Анна и др. Над местом их погребения были установлены каменные гробницы.

В 1609 году, в смутные времена, для утверждения русского народа в неотступности  Милости Божией, святитель Феодорит, Архиепископ Рязанский и Муромский, удостоверенный Божественным откровением, совершает обретение и перенесение св. мощей святителя Василия первого епископа Переяславля - Рязанского от Борисоглебского собора в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского кремля. Нетленные св. мощи угодника Божия св.Василия, были положены с левой стороны у алтаря под спудом, где они почивают и ныне.

Со временем над местом их погребения была устроена серебряно-позолоченная рака с сенью.

Первая известная перестройка Христорождественского собора происходит в 1598-1606 году. В описи 1598 года значится: «… перед епископли вороты церковь соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы каменная новая сооружает ее архиепископ Митрофан…» с приделом Феодора Тирона.

В 1651 году «каменных дел подмастерьем», московским архитектором Ю.Ершовым храм возобновлялся. Другая переделка собора производилась в 1670-х годах. Но данные перестройки никак не отразились на основных размерах храма, он по-прежнему имел в длину и ширину по шесть саженей, но был уже пятикупольным. Первоначальное внутреннее убранство сохранилось до 1753 года, когда при ремонте и коренной перестройке собора разобрали внутренние столбы, над стенами свели новые своды, пристроили трапезную. При этих работах каменные гробницы великих князей и княгинь были разбиты обрушившимися сводами и заменены на деревянные.

В 1776 году новые своды вновь обрушились окончательно, уничтожив великокняжеские гробницы.

В 1826 году Собор был реконструирован по проекту архитектора Стефенгагена. В это время его стены были подняты на 2,5 аршина, с западной стороны пристроили четырехколонный портик, северный и южный входы оформили четырьмя спаренными по две колоннами, над четвериком возвели новое завершение в виде ротонды, а также увеличили окна. С этого момента собор окончательно стал однокупольным.

В 1873-1874 годах собор был обновлён и приобрёл свой современный вид:  убраны порталы северных и южных дверей, дверные проёмы заложены под окна. Колонны боковых порталов были использованы для устройства современного западного многоколонного портала.

В 1895 году к празднованию 800-летия основания Рязани в соборе были расширены окна в первом ярусе. Последний раз ремонт Христорождественского собора производился в 1912 году, тогда же пол его был уложен новой плиткой, которая сохранилась и доныне.

Иконостас в соборе воссоздан в конце ХIХ начале ХХ века талантливым рязанским художником, академиком живописи, основателем рязанской школы и мастерской иконописи, Н.В.Шумовым.

   В Христорождественском соборе перед его закрытием находились древние православные святыни Рязанской земли. Это чудотворные иконы Божией Матери: Феодотьевская (ХIII) и Муромская (ХII); икона Крестителя Господня Иоанна (ХVI) и многие другие. Однако самой главной святыней являются поныне почивающие под спудом св. мощи Святителя Василия, первого Епископа Переяславля-Рязанского. При соборе также хранилась хоругвь Братства Святителя Василия Рязанского, основанного в 1877 г.

В 1929 году Христорождественский собор был передан окружному  архиву и обращён в архивохранилище документов по истории Рязанского края, вследствие чего регулярные богослужения в нём были прекращены. Одно из последних богослужений в нём совершил незадолго до своего последнего ареста, священномученик Иувеналий (Масловский), Архиепископ Рязанский и Шацкий в 1935 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.


Основание:

  1. ГАРО, Ф.627,оп.240, д.90

  2. Св. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», т.1, с.18, Зарайск, 1884

  3. Рязанские епархиальные ведомости, № 7, 1874 г. декабрь.


Директор ГАРО  Т.Синельникова

Рязанские иконы



Просмотров: 982 | Добавил: DarkBrah | Теги: Рязанский кремль, Христорождественский собор. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!
В контакте
[+] Установить кнопку «Моя страница ВКонтакте» в Яндекс.Бар
Участвуй!
платные опросы
Живая лента

DarkBrah © 2009 - 2024
Сайт управляется системой uCoz